А вас в детстве родители заставляли учиться? Нависали над вами коршунами, пока не выполните домашку? Грозились отнять сладкое и игрушки и “никаких прогулок пока не сделаешь”?
А вы что? Покорно корпели и пыхтели над тетрадями? Нет? Ну и правильно!
Если ребёнок сопротивляется учебе, значит, он…здоров)
У него есть силы выражать свои эмоции, а протест нагрузке у него…от Вас!
Это в генах, из поколения в поколение – протест уже как минимум раза три перешёл. Ведь только наши прадеды учились с рвением – от этого напрямую зависела вся жизнь, чтобы “выйти в люди”.
Что предпринять?
Давить нельзя, сопротивление перейдет глубоко в психику и создаст мощный блок.
Надо искать причину. Помимо лени и отсутствия привычки “напрягать ум” они могут быть разными:
– непонятная подача программы, неинтересное общество, скука на уроке (концентрация внимания младшего школьника, если ему интересно – это максимум 30 минут!!),
– стресс от общения (страх быть наказанным, униженным публично, осмеянным, напряжение от того, что урок не выучен, а к доске могут вызвать – очень много скрытых причин не хотеть учиться, и достаточно одной),
– стресс учиться на дому, если дома конфликты (страх опозориться а эфире перед другими),
– физическая нагрузка (усталость – тоже стресс, и сигнал на будущее “учиться тяжело”). Каждый нормальный организм стремится к самосохранению, и потеря энергии не может радовать.
(!) Витаминчики, апельсинчики и поощрения помогают поддержать силы.
– гиперконтроль и давление – по закону физики это действие вызывает противодействие.
Не убедили? Вот ещё научный факт, почему дети сопротивляются учебному процессу: из-за новых свойств психики!
Светлана Месникович, кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ:
“У современных детей развивается «клиповое мышление» (фрагментарное, отрывочное): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой. Ребёнок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть. Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг всё время требует новых впечатлений. На этом построены соцсети, на это ориентируются телесериалы и СМИ. Поэтому ребенок 21 века часто не в состоянии вести последовательную длинную “летопись” – он постоянно переключается. А урок требует долгой “привязки” к одной теме и углубления в неё.”
Помните, если ребёнок сопротивляется – значит, эти сигналы подаёт его воля – личность, которую не удалось подмять и сломить. Это хорошо: значит, у него есть характер, и можно действовать через характер.
Переговоры, договор, право на отдых, поощрительные призы, “спрос” вместо пресса и иногда детский психолог, который поможет найти истинную причину “нехочухи”.