Снова поднимем актуальную тему:
“To play or not to play? That is the question!”
Всемирная организация здравоохранения рекомендует:
гаджеты можно давать детям лишь с 2-х лет на более чем на 10-15 минут в день. С 5 лет разрешать не более 30-60 экранных минут ежедневно, а подросткам до 17 лет – не более 2 часов в день.
Но: мы запрещаем, а они всё равно играют!
Главное – понять, что отменить это мы не сможем! А вот управлять тем, какие игры дети предпочтут, возможно. Если они просто смотрят что-то – значит, пользуются гаджетом пассивно. А если играют с увлечением – то развивают определенные качества. Важно понимать, что не все игры вредоносны.
Речь идет о разумных временных интервалах, и некоторые компьютерные игры помогают развивать воображение и саморегуляцию (способность управлять своими действиями и процессами – вниманием, мышлением, памятью).
Как проверить, развито у ребенка воображение или нет? Родители сами могут это сделать?
Одна из методик, которой родители могут воспользоваться самостоятельно – это ”Дорисовывание фигур” Её автор – доктор педагогических наук Ольга Михайловна Дьяченко. Мы подробно описывали её в предыдущих публикациях. Если кратко: предложите ребенку лист с нарисованной абстрактной фигурой. Даже самый простой вариант – круг, дети интерпретируют по-разному: один дорисует светофор, другой – яичницу, кто-то нарисует рожицу и так далее.
Какие игры не вредны для дошкольников? На этот вопрос отвечает доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Дарья Бухаленкова:
“Воображение и фантазию “подкачивают” игры-симуляторы, когда ребенок в каком-то виртуальном пространстве что-то своё строит, готовит, выращивает. Этот тип одинаково полезен для мальчишек и девчонок.
А вот игры на быстроту реакции (экшн, гонки) оказывают негативный эффект!
Развитию саморегуляции способствуют логические игры (головоломки) и стратегические (шашки-шахматы, морской бой), где нужно не просто понять правила, а ещё бороться с соперником, продумывать свою стратегию и шаги наперед, требующие выбора решений. Они стимулируют такие функции как когнитивная гибкость, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, смотреть на ситуацию с разных сторон, искать нестандартные решения. Если развить эти способности хорошо, то во взрослом возрасте они снижают риск возникновения депрессии.”
Так что лучше запрета работает разумный выбор. О том, как бороться с “цифровой истерикой”, мы ещё поговорим